КГУ «Рудненская психолого-медико-
педагогическая консультация»
Управления образования акимата Костанайской области
+7 71431 77326
Контактная информация
Главная  / СПЕЦИАЛИСТЫ  / Психолог

Психолог



Марценковская Нина Евгеньевна

Педагог  психолог


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ С ПОДРОСТКОМ»

Как правильно выстроить тактику общения с ребёнком, достигшим подросткового возраста?
Если вчера ваш сын (либо дочь) был спокойным и покладистым. И вдруг ребёнок изменился до неузнаваемости: ведёт себя вызывающе, совершает шокирующие поступки, болезненно реагирует на любое замечание. Иногда даже кажется, что вы можете упустить его на всегда. Как себя вести в этот сложный период, чтобы так действительно не случилось?
1.Доверяй, но проверяй.
Ситуация. Ваш ребёнок несколько лет занимается спортом. Вы рады, что он не болтается по улицам, а регулярно два раза в неделю посещает секцию. Но однажды случайно встречаете тренера, и он задаёт вам странный вопрос: «Почему Саша перестал ходить на занятия? У него много уроков?» Оказывается, ваш сын (дочь) - подросток аж с лета не посещает секцию. Вы в смятении.
Как быть. Не стоит тут же названивать ребёнку и в резких тонах выкладывать всё, что узнали и что вы по этому поводу думаете. Под росток может с перепугу исчезнуть, а вы будете три дня обзванивать больницы морги в его поиске. Посему проявите спокойствие, дождитесь пока ребёнок, как ни чем не бывало явится домой после очередного «занятия». Теперь настало время серьёзного разговора. Только спокойно: нервничать - очередь ребёнка.Пусть расскажет все в подробностях. Раскрытое преступление - отличный повод крепко закрутить гайки: никаких карманных денег, регулярное посещение секции, полный контроль.Подросток,  как правило, не возражает, если теперь вы заодно станет проверять его тетради и время от времени звонить классному руководителю. Даже спать его можно загонять гораздо раньше – не пикнет. Не покупайтесь на просьбы о доверии. Доверяйте, но время от времени проверяйте.
2.Компьютерное время можно лимитировать.
Он сидит в своём «Контакте» до глубокой ночи, оттащить его от компьютера не возможно. На любое замечание грубо отвечает: «Отстань!» Он практически перестал говорить с вами.Не будем никого тешить иллюзиями – переключить компьютерного ребёнка на хоккей или лыжи крайне проблематично. Ваш ребёнок живёт в Сети, это примета нашего времени. Чтобы не возникало лишних проблем, посмотрите, прежде всего, со стороны на себя. Если вы позволяете ребёнку во время семейного обеда уходить из кухни с тарелкой, потому что он, видите ли, хочет есть и смотреть телевизор, то вполне естественно, что через какое-то время он перестаёт спрашивать разрешения и будет забирать еду в свою комнату, чтобы съесть её перед компьютером. Но хочет он или нет, а правил совместного общежития соблюдать надо: мыть за собой посуду, убирать в квартире, ходить за хлебом, выносить мусорное ведро, выгуливать собаку. Нет ничего страшного, если вам приходится постоянно напоминать об обязанностях рассеянному компьютерному члену семьи. Главное –результат. Не выполнение наказывается лишением благ, представляющих для ребёнка достаточную ценность. И не переживайте. Компьютерный период пройдёт. Но наступит не менее тяжёлый - уличный. Еще вспоминать будете: за компьютером он всё-таки дома, под вашим присмотром…
3.Врёт и глазом не моргнёт.
Он врёт по любому поводу, даже самому незначительному: что чистил зубы (хотя щётка совершенно сухая), что прочитал книгу (хотя не может ответить ни на одни вопрос по содержанию), что звонил бабушке (хотя она утверждает, что не слышала голоса внука уже месяц). Если вы указываете на ложь, он гневно отрицает, настаивает на своём. Не вступайте в перебранку, чтобы доказать факт лжи. Вы оба знаете о ней. Поэтому можно прибегнуть к манипуляции. Например, обидеться. Чувствуя, что ваша реакция изменилась, вы не кричите и ничего не требуете, ребёнок начнёт, перед вами заискивать и сам без напоминания, почистит зубы, позвонит бабушке и даже откроет ненадолго ту книгу, которую вы рекомендовали почитать. Однако в следующий раз не посчитайте лишним напомнить о том, что он должен сделать (если нужно – десятый раз), и проконтролируйте выполнение. Не подлавливайте подростка на лжи, а требуйте, чтобы он выполнял необходимое.
4.Не давайте ему лишних денег.
У сына появилась девочка, и теперь вам приходится в двойном размере отсчитывать деньги на кино и попкорн. Внутри всё протестует, но как же иначе – мальчик должен приглашать девочку в кино. Так делают все…
Но и девочка прекрасно знает, что её воздыхатель денег не зарабатывает, и поэтому должна проявлять скромность (кстати, большинство девочек ничего не требуют). Будете давать деньги - окажете медвежью услугу сыну, подружка станет использовать его для оплаты своих нужд. А потом, когда вы иссякните как источник финансирования, просто бросит безденежного влюблённого. Так что пусть учатся строить свои взаимоотношения без оглядки на родительские кошельки. И никаких комплексов по этому поводу быть не должно. Кстати, финансирование влюблённости сына – это, совсем не женское дело. Нужны деньги - к папе. Нет папы – заработай сам. Не можешь – значит, сиди тихо и ни на что не претендуй.
5.Как реагировать на подростковый шантаж.
Ситуация №1. На ваш запрет или отказ ребёнок начинает рыдать.
Как быть. Ну и пусть поплачет. Сохраняйте молчание и самообладание. Если подросток в истерике выкрикивает грубости - уйдите в другую комнату и закройте за собой дверь. Обсуждать проблему начинайте только после того, как он успокоится.
Ситуация №2 «Я уйду из дому!…Я вообще брошу школу!…» угрожает подросток в ответ на ваши требования.
Как быть. Никогда не говорите «Уходи» или «Бросай». Не начинайте также прений на тему» И где ты будешь жить?» или «И что же ты будешь делать?» Тем более не высмеивайте подростка. Просто вздохните и постарайтесь в сотый раз привести логические доводы, почему ребёнок должен сделать то, о чём вы просите.
Ситуация №3 «Ты просто меня не любишь!» Сильное заявление, не правда ли?
Как быть. Тут же хочется напомнить своему чаду, что родив его в муках, вы провели сотни бессонных ночей у его постельки, покупали лучшие игрушки, тратите кучу денег на то, чтобы он вырос здоровым и умным. И дождались лишь чёрной неблагодарности. Стоп! Так дело не пойдёт. Заведётесь-поссоритесь, не более того. Просто отмахнитесь: «Не говори глупости!»И забудьте про это высказывание. Обсуждайте только причину вашего отказа.
Ситуация №4 «Всем разрешается играть на компьютере, сколько хочешь!…У нас в классе у всех есть эта вещь!…»
Как быть. Спокойствие, главное спокойствие. Безусловно, это шантаж, но и в нём бывает доля истины. Помните: ребёнок, может чувствовать неполноценность, если у него что-то хуже, чем у других. Объясните свою логику отказа. Постарайтесь прийти к компромиссу. Если можно, пойдите на уступки («Будешь играть, когда сделаешь все уроки», «Я куплю это тебе, если…)
Ситуация №5. Ребёнок настраивает одного родителя против другого, извлекая из этого пользу для себя: «Папа представляешь, мама отобрала у меня телефон. Согласись, это меня унижает!…
Как быть. Папа желающий сохранить доверительные отношения с сыном или дочерью, начинает защищать ребёнка перед супругой. Ни к чему, кроме семейной ссоры, это не приведёт. Скажите, что, хотя вы и не разделяете маминого поступка, её слово для вас авторитет. Научите подростка правильному подходу к тому родителю, который что-то запрещает. Никогда не отменяйте решение другого родителя.
Ситуация №6.
Чаще всего знак протеста подросток прибегает к депрессии: ложится лицом к стене. Отказывается от еды, не разговаривает, демонстрируя подавленность. Как быть. Если нет зрителя, то и спектакль играть нет никакого интереса.Не стоит бегать за подростком: «Скушай, детка, пирожок» и поминутно ощупывать лоб. Займитесь своими делами, сходите в магазин. Сохраняйте ровное отношение, даже если ребёнок с вами не разговаривает. Обращайтесь к нему, смейтесь, ведите себя как всегда. Если не реагировать на этот цирк, ребёнку быстро надоест.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С СДВГ

Нельзя закрывать глаза на существующую проблему. Расстройство необходимо лечить, так как его проявления могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ребенка. Он будет испытывать трудности в общении, плохо уживаться в коллективе. Пускать заболевание на самотек нельзя.
Рекомендации для родителей детей с СДВГ заключаются в реализации трех основных правил:
  1. нужно установить четкие, понятные и ярко очерченные рамки поведения;
  2. необходимо всегда сохранять спокойствие и уверенность в своих действиях для поддержания авторитета в глазах ребенка и предотвращения проявления еще большей агрессивности и нервозности;
  3. общение с малышом должно происходить в комфортной для него атмосфере.
  4. Родитель всегда должен знать, как наказывать ребенка с СДВГ так, чтобы это было мягко, но объясняло причину нанесения санкций. Если сегодня вы за что-то ругали ребенка, то и завтра ему нельзя будет это делать. Последовательность в действиях очень важна.Создайте свод правил касательно гигиены и поведения. Но не стоит вводить слишком много запретов. Помните, что не все действия вашего чада умышленные.
Родителям нужно:
  1. самим стать примером. Если вы что-то пытаетесь донести ребенку, то продемонстрируйте лично, чего вы хотите от него добиться;
  2. придерживаться распорядка дня. Прием пищи, медикаментов, развивающие занятия и прогулки должны проходить по графику;
  3. отдать малыша в спортивные секции. Хорошо, если это будет бокс или силовая борьба;
  4. наказывать ребенка меньше, чем поощрять и хвалить.
Это позволит самим мамам и папам понять, как жить с СДВГ у ребенка, и выработать в себе навыки общение с чадом до автоматизма. Также помните, что у детей должны быть свои домашние обязанности. Переусердствовать не стоит, дабы не вызвать переутомление. Но вот привить привычку к уборке своих игрушек можно.Дайте ребенку понять, что у него есть таланты. Найдите для него увлекательное хобби. Важно, чтобы у него действительно получалось это делать.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Для формирования у ребенка позитивного настроя к школе Вы можете делать следующее:
1.Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое имя и фамилию, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка!И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» Но всё же это недопустимо. В некоторых ситуациях «здесь и сейчас» эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он стремится подражать Вам во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не перед самим выходом на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни – еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11.Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.Не скупитесь на ласку: поцелуи, объятия, ласковые слова – все это нужно и вам, и ребенку.