КГУ «Рудненская психолого-медико-
педагогическая консультация»
Управления образования акимата Костанайской области
+7 71431 77326
Контактная информация
Главная  / СПЕЦИАЛИСТЫ  / Тифлопедагог

Тифлопедагог



ИЩЕНКО ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА
Тифлопедагог


РЕКОМЕНДАЦИИ ТИФЛОПЕДАГОГА: ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

Проблемы коммуникации людей с нарушениями зрения в литературе освящены в недостаточной мере. В связи с чем, могут возникнуть проблемы в коммуницировании между незрячими, слабовидящими и остальным миром. Между тем, проблема коммуницирования – одна из самых насущных для человека с нарушениями зрения. Ведь каждый день ему приходится сталкиваться с проблемами в понимании между ним и окружающими его людьми.
Существует несколько причин, по которым люди с нарушениями зрения стараются создать искусственный «барьер» между собой и остальными людьми:
  1. тифлопсихологические комплексы, которые развиваются с человеком на протяжении многих лет;
  2. не подготовленность общества к благожелательному общению с непохожими на них людьми;
  3. недостаточность подготовки к общению людей с проблемами зрения вне стен учебного заведения для незрячих. Однако, проблема есть и требует решения, ведь нельзя и невозможно ограничить жизнь незрячего человека лишь узким миром «себе подобных». Ведь каждый день и каждый час его окружают люди, которые и рады оказать помощь, но не знают, «с какой стороны подойти» к незрячему человеку, боятся обидеть его своей помощью, или надеются, что кто – то другой поможет ему в беде. В своей работе я стараюсь донести до учеников простую мысль: сила незрячего человека в его умении общаться с людьми в ситуации, когда тебе требуется помощь, и ни в коем случае не стесняться того, что ты плохо видишь. Поэтому, нет иного способа донести до «зрячего» мира сигнал о помощи, чем сказать или попросить самому.
Есть много способов донести до окружающих информацию о том, что человек нуждается в помощи: визуальный, вербальный и даже невербальный способ.
  • Визуальный способ.Разберем на простом примере: если человек стоит на обочине дороги, и нерешительно смотрит по сторонам, можно предположить, что он ждет кого – то, а можно предположить, что он хочет дорогу перейти. Но если у этого человека в руках белая тактильная трость, то окружающие поймут, что этому человеку может понадобиться помощь. И хотя бы один из десяти подойдет и спросит, нуждается ли он в ней. Это и будет примером визуального подхода к коммуницированию между незрячим и зрячим человеком.
  • Вербальный способ. Иногда человеку с остаточным зрением хватает его, чтобы дойти до остановки общественного транспорта, но не хватает его, чтобы разглядеть номер маршрута или другие мелкие детали, которые необходимы для беспрепятственного перемещения (такие, как бордюр, ограда, столб, яма и т.д.). Тогда на помощь могут прийти окружающие зрячие люди, но как провести черту между человеком, который медленно передвигается ввиду недостаточного зрения и человеком, нуждающимся в реальной помощи? Ответ прост: незрячий сам должен подойти и попросить о помощи, вежливо, интеллигентно, но в то ж время точно описав проблему. Это и будет примером вербального подхода в коммуницировании.Если незрячий человек использует именно этот способ, шанс на то, что ему помогут, увеличивается до 50 процентов из 100.
  • Невербальный способ. Многие могут задаться вопросом: чем же отличается невербальный способ от визуального? Ответ лежит на поверхности, и очень прост для человека, погруженного в среду незрячих: при визуальном способе человек пытается привлечь к себе внимание с помощью вспомогательных тактильных средств, а при невербальном человек ведет обычный образ жизни, при котором окружающие люди стараются создать для него максимально удобные условия. Как же достичь этого? Стоит отметить, что данный способ коммуницирования применим к людям, которые давно знают незрячего человека (семья, коллеги, друзья, соседи). При этом способе незрячий человек не прилагает усилий для привлечения внимания к своей персоне.
Таким образом, для незрячего и слабовидящего человека имеются три способа донесения просьбы о помощи до окружающих.
Обучение коммуницированию детей должно начинаться с самого младшего возраста. Ошибкой будет думать, что незрячий человек должен жить и общаться на протяжении всей жизни только с «себе подобными», как думают многие родители. Это заблуждение, ведь незрячий человек является такой же неотъемлемой частью общества, как и все остальные.
С раннего возраста тифлопедагогом должно прививаться ребенку чувство значимости, ответственности и нужности ребенка для этого мира. В ненавязчивой игровой форме перед ребенком должны создаваться различные игровые модели. Для учащихся младших классов, например, разделение на две группы: тотально незрячих и слабовидящих, работа в паре «тотально незрячий – слабовидящий». Различные игры: «помоги найти предмет», а также ряд других игр, направленных на умение незрячего ребенка работать в паре со зрячим.
В среднем звене обучения детям начинают прививаться навыки коммуницирования не только со сверстниками, но и с незнакомыми людьми, например, на улице, сначала в теоритической форме, а затем на практике. Теоритическая подготовка проходит в несколько этапов.В начале курса в теоретической форме перед детьми ставится задача, например, самостоятельно найти в поликлинике или другом государственном учреждении нужный кабинет, при условии невозможности прочесть надписи на дверях или табличках.  Первый этап заключается в том, что тифлопедагог на примере вспомогательных тифлообучающих средств объясняет общие принципы устройства, к примеру, поликлиники. На втором этапе тифлопедагог учит детей корректной и точной постановке вопроса, с которым необходимо подойти  зрячему человеку. Третий этап: отработка ситуаций в классе с тифлопедагогом в игровой форме. После чего, можно переходить к практическому этапу. Тут могут возникнуть трудности, в связи с тем, что дети, как правило, в своей жизни, впервые сталкиваются с подобной ситуацией на практике, но с помощью тифлопедагога всегда можно найти выход из любой ситуации.
В старшем звене обучения с незрячими и слабовидящими детьми проводится углубленный курс коммуницирования и этикета, который распространяется не только на ситуации вне стен школы, касающихся перемещения детей, но и других различных ситуаций. Например, для зрячего человека не составляет ни малейшего труда, к примеру, сделать заказ в ресторане или кафе, а также расплатиться за него. Нормы  поведения для него в кафе и ресторане давно и четко прописаны: нож в правой, вилка в левой… Что касается незрячего человека, то кроме ножа и вилки, ему приходится держать в голове кучу мельчайших подробностей, вплоть до того, где находятся перечница с солонкой, так как незрячие, в большинстве своем, как было сказано выше, стесняются своей «особенности» и у них есть два выхода: либо сидеть дома, запертым в четырех стенах, либо становиться полноценным гражданином, гармонично развитой личностью, получать образование и устраиваться на работу, чтобы содержать не только себя, но и свою семью, а для этого, как не крути, необходимо знать и использовать правила коммуникации и этикета для незрячего.
После окончания учебного заведения развитие коммуникационных способностей незрячего человека не должно останавливаться, так как на протяжении всей жизни он  будет получать новый опыт и развиваться в нем. Коммуницирование является одной из самых важных областей жизни незрячего человека. Ведь человек не может находиться в социальном вакууме, он должен принять мир, встроиться в него, и сделать существование себя в нем наиболее комфортным и не отталкивающим для всех.

РЕКОМЕНДАЦИИ ТИФЛОПЕДАГОГА

Упражнение на развитие остроты зрения и расширение представлений о временах года
Описание детьми времен года устно и последующее воспроизведение их характерных признаков в цветном рисунке, широкое использование цветной дифференциации.
Упражнение на развитие остроты зрения амблиопичного глаза и ассоциативных связей между тактильной и зрительной чувствительностью
Ощупывание в мешочке предметов. Нахождение идентичного заданному по форме, извлечение его, сортировка по цвету.
Упражнение на развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности
Дети должны выложить треугольник из 3 цветных палочек. В ходе занятий производится постепенное уменьшение их размера, цветовой насыщенности и яркости.
Упражнение на развитие остроты зрения и мышления
Детям раздается по три рисунка в различном цветовом оформлении. Они должны показать цвет детали рисунка, подобрать к каждому рисунку соответствующий эталон. В процессе лечения уменьшается яркость окраски и величина деталей.
На сегодняшний день считается, что лечение дисбинокулярной амблиопии должно проводиться с широким использованием цветных объектов, что позволяет более физиологично задействовать в процессе лечения другие органы чувств и взаимным их стимулированием добиться более высоких результатов лечения.
2. И. п. — сидя. Быстро моргать в течение 1—2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.
3. И. п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 сек., перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, и смотреть на него 3—5 сек., затем опустить руку. Повторить 10—12 раз.
Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
4. И. п. — стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6—8 раз.
Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
5. И. п. — сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.
Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости (метод Бейтса)
1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего—в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
3. Ноги — на ширине плеч, руки — на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
4. В течение 3 сек. смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть. Повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 15 раз.
Упражнения на развитие внутренних глазодвигательных мышц при их расходящемся (наружном) косоглазии по методу Ю. А. Утехина
Больной садится левым боком к телевизионному экрану и смотрит передачи правым глазом, используя пространство как можно ближе к переносице. Левый глаз при этом закрыт повязкой либо заклеен кружком из лейкопластыря (на центр клейкой поверхности помещается меньший на 1—2 см кружок из марли). Через некоторое время глаза «меняются»: смотрит левый, а ребенок садится к экрану правым боком. Продолжительность работы каждым глазом индивидуальна: вначале 10—15 мин., впоследствии до 1 часа. Дольше должен работать тот глаз, который чаще косит. Для этой цели можно изготовить маску из картона по типу карнавальной, в которой вырез для переносицы заменен вертикальной щелью шириной 30—35 мм. Эта щель располагается симметрично относительно носа и обеспечивает два зазора — левее и правее переносицы. В эти зазоры нужно смотреть попеременно, то правым, то левым глазом.
Наиболее действенные средства профилактики и лечения—специальные упражнения, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза в сочетании с общеукрепляющими физическими упражнениями.